В воскресенье завершилось ралли «Барда» – второй этап Кубка России по ралли, которое стало испытательным полигоном для уникальной гоночной техники – прототипа Subaru Impreza UMS. Премьера новинки состоялась при участии экипажа Андрея Трухина и Алексея Игнатова. 

Чемпионы России объединили усилия, чтобы узнать возможности прототипа Subaru, построенного в автотехцентре «Урал-Мотор-Спорт» по техническим требованиям Российский Автомобильной Федерации, национальной группы подготовки 4000Н+ в «боевом» режиме. Спортсмены проехали 181 километр гоночной дистанции по дорогам Пермского края, заняв четвертое место в абсолютном зачете ралли, – испытали возможности автомобиля в действии, выявили ряд вопросов, требующих проработки для улучшения, поэкспериментировали с настройками и поняли, что машина готова ехать быстро!

От идеи создания до выезда этого прототипа на первые тестовые километры прошло 11 месяцев, из которых пять ушли на подготовку кузова и разработку новых деталей переднего подрамника, деталей подвески; около трех недель ушло на установку каркаса безопасности, затем были окрашены все поверхности и отдельные кузовные элементы. А оставшееся время заняла сборка и установка всех компонентов в готовое шасси. Цель создания – построить автомобиль для ралли с использованием современных технологий, на котором можно выступать в высших российских сериях в абсолютном зачете, соединив лучшие качества и бюджетную эксплуатацию.

Автомобиль создан на базе усиленного кузова Subaru GDB со славной раллийной историей, в котором места посадки пилота и штурмана были смещены на 10 сантиметров к задней оси автомобиля, этой цели соответствует каркас безопасности с уникальной структурой, разработанный сертифицированными специалистами Kiwamaru. Современный турбированный силовой агрегат серии FA20 с 34-милиметровым рестриктором и фронтальным интеркулером для улучшения охлаждения наддувочного воздуха обладает более высоким коэффициентом полезного действия, чем у хорошо известных моторов серии EJ, которые «ездят» в российском ралли. Для управления силовой установкой с системой непосредственного впрыска топлива был выбран универсальный блок управления двигателем MoTeC M142. В прототипе использована трансмиссия от Subaru Impreza. В корпус коробки передач лег кулачковый ряд с секвентальным механизмом выбора от Samsonas, который позволяет реализовать большую мощность и крутящий момент двигателя; впереди и сзади дисковые блокировки и блок управления DCCD. Из других электронных компонентов в автомобиле были использованы блок управления питанием, экран приборной панели и блок кнопок управления хорошо зарекомендовавшего себя производителя электронных компонентов Eсumaster.

Кузовной обвес частично состоит из нестандартных компонентов – это задняя крышка багажника, карбоновый спойлер от модели Subaru S202 тех же лет выпуска, что и кузов. Передние крылья, бампер были сделаны специально для этого автомобиля, также были изготовлены расширители задних арок. Установлен комплект стекол устойчивых к царапинам из поликарбоната от производителя спортивных компонентов Plastics 4 Performance. Некоторые элементы крепления силовых агрегатов подверглись изменениям для облегчения веса и упрощения конструкции, был изготовлен передний подрамник и усилители лонжеронов. Вынесены вверх чашки крепления передних амортизаторов для того, чтобы можно было использовать стойки с увеличенным ходом работы. Для расширенной колеи были установлены некоторые компоненты деталей подвески, используемые в новом поколении «Импрез», — это передние рычаги, поворотные кулаки и приводы. Колесная база осталась штатной. В тормозной системе использован тандем от Tilton и гидравлический «ручной» тормоз. А также другая стандартная спортивная атрибутика и системы безопасности, присущие раллийному автомобилю. 

Андрей Трухин, руководитель проекта и пилот: «Собранный автомобиль требует настройки работы узлов и доработок, а так как в относительной близости проходит ралли «Барда» с шикарными дорогами – мы отправились туда для первых испытаний. На замещение вакансии штурмана был выбран Алексей Игнатов. Он много лет действующий спортсмен и сам является неплохим «технарем», обладает знанием раллийного дела и, как я, профильным автотранспортным образованием. С ним однозначно проще решать какие-то нештатные ситуации, которые могут и периодически у всех возникают во время соревнований. Плюс у него большой накат и как у пилота, и как у грамотного штурмана. Чтобы не получилось авантюр во время выступлений – первый пилот без постоянной практики, не настроенный автомобиль – я хотел снять с себя хотя бы часть обязанностей, чтобы иметь возможность анализировать на ходу отклик автомобиля на изменение настроек. Алексей ездил со многими пилотами, смог быстро адаптироваться к моей манере записи стенограммы и взял на себя полностью роль штурмана с присущей долей ответственности»

Местные бардинские трассы – это отличные дороги общего пользования высокого уровня подготовки, в меру широкие с укатанным снежным настом, обладающие трехмерным профилем и набором абсолютно всех дорожных элементов. А еще, что редкость для российского ралли, тут были 10 не повторяющихся спецучастков – пять дорог, используемых для проезда в обоих направлениях. Это очень хорошая тренировка для экипажа, проверка скоростных характеристик и возможность работать с изменением настроек автомобиля по ходу соревнования. Дороги, не очень закрученные со средней скоростью до 135 км/ч – это диапазон работы от третьей до пятой передачи. Прямо-таки идеальное место для тестов этой машины! Даже шедший снегопад при таком качестве подготовки дорожного полотна спецучастков не мешал ехать быстро и достаточно уверенно с первых километров.

Андрей Трухин, пилот: «Несмотря на то, что перерыв действительно был длительный – я не выступал с серьезной спортивной программой уже семь лет, а на «Субару» вообще последний раз 12 лет назад ездил – однозначно не забыл, как все это нужно делать. Но, естественно, тренировки нужны, чтобы обрести былую спортивную форму. За 40-50 тестовых километров невозможно обрести ту же уверенность, когда ты выступаешь два-три года подряд – в ралли это практически не реально. Поэтому я себя чувствовал не вполне комфортно, отсутствие наката на быстрой машине сказывается. Кроме того, это свежесобранная техника, с которой по ходу тестовой сессии и гонки приходилось что-то оперативно делать. 

В качестве тест-пилотов нам приходится делать сложный объем работы, без возможности опереться на справочные данные каких-то аналогов, поскольку в мире не существует точно такой же машины – она единственная. Честно говоря, в условиях автотехцентра сложно изготовить автомобиль и сразу получить супер-результат, не прибегая к помощи инженерно-конструкторских бюро, которые используют автопроизводители. Мы своими глазами увидели, как работает машина в различных ситуациях и теперь будем предпринимать дальнейшие шаги по улучшению баланса всех характеристик. Конечно, нам предстоит большая тестовая работа – нужно выяснить слабые стороны автомобиля, чтобы переделывать или дорабатывать что-то.

Главное достижение – то, что машина финишировала и, так скажем, глобально в ней ничего не сломалось, мы показывали неплохие результаты относительно всего спортивного канала участников, и было очень позитивно вспомнить все это раллийное действо в роли пилота. К минусам можно отнести то, что с наскоку не получилось показать какую-то мега прыть автомобиля и свою, но, честно говоря, никто особо на это не рассчитывал».

Алексей Игнатов, штурман«Интересная задумка – собрать прототип на базе «Субару», используя агрегаты «Субару», но соединив в себе лучшие качества легкого и прочного кузова с агрегатами от современных автомобилей и достаточно бюджетную эксплуатацию. На мой взгляд, скорость автомобиля при правильной и должной настройке и грамотном пилотировании приближается к лучшим из известных прототипов, а на отдельных спецучастках мы можем конкурировать с автомобилями категории R5. Этот тестовый выезд, больше похож на ресурсные испытания – машина на ралли преодолела свои первые «боевые» километры.

И основная задача была реализована – мы проехали ралли от старта до финиша, какие-то недочеты по ходу возникали, но оперативно были решены, что позволило провести всю гонку без серьезных проблем и остановок. Что касается дальнейшей работы – это ралли нам дало достаточно большой пласт информации. Да, есть нюансы, над которыми стоит задуматься, есть стратегия как развивать этот автомобиль дальше. Но безусловно потенциал у автомобиля есть, его мы будем раскрывать посредством дополнительной работы, обязательно проведем обширную тестовую программу в разных режимах и разных условиях. И тем самым, используя отдельные тесты и выезды на какие-то этапы чемпионата либо Кубка России по ралли, доведем машину до того состояния, в котором мы можем показывать максимальный результат, в дальнейшем, я надеюсь, что эта машина получит долгую, интересную и насыщенную жизнь».

Андрей Трухин и Алексей Игнатов, выступая в качестве водителей–испытателей, собрали «обратную связь» и выявили некоторые моменты, требующие дальнейшего улучшения — это работа с мотором и работа с настройками элементов трансмиссии. Для реализации стратегии развития в план уже задан определенный объем работ, а по их завершении команда «Урал-Мотор-Спорт» будет выезжать на тестовые сессии, чтобы опробовать внесенные изменения.