19 января 2013 года в городе Чусовой снова вспомнили о ралли. Пермский край, после многолетнего перерыва, вновь принимал на своей земле один из этапов Кубка России. Андрей ТРУХИН и Анна БУШМЕЛЕВА приехали «прокатиться и получить удовольствие» на заснеженные и замороженные трассы ралли «Ермак – 2013».

О легендарном ралли «Ермак» слышали, наверное, абсолютно все – эта гонка по праву считалась одной из лучших в стране. Команда организаторов за пять лет сделала шаг из «ниоткуда» до лучшего зимнего ралли, открывавшего сезон Чемпионата России. Они оказались способными обеспечить лучшую систему инфраструктуры, техническое сопровождение и работу со средствами массовой информации.

 Как оказалось, возродить легенду дело сложное, о ней можно вспоминать с теплотой и пытаться сделать что-то похожее… Закройте глаза и вспомните: торжественное открытие с салютом, на которое был приглашен каждый житель города; единственный в России теплый сервисный парк, где экипажи встречали с чаем; шоу «Гонка звезд», в которой участвовали лидеры действующего Чемпионата и Кубка России по ралли и ветераны автоспорта; экскурсии для привлеченной на мероприятие прессы в жаркие цеха Чусовского металлургического завода, на горнолыжный курорт «Такман»; логотип ралли в «натуральную величину» в виде снежной скульптуры. А трассы! Полотно спецучастков ралли начинали готовить летом: просеки и лесные дороги тяжелой техникой превращали в идеальные скоростные участки, к первым морозам трасса заливалась водой, а затем «прикатывался» выпавший снег, чтобы допы выдержали многократное прохождение более полусотни спортивных автомобилей на «боевом» шипе! Они выдерживали экстремальную оттепель до нуля градусов по Цельсию, их «спасали» от непрерывного ночного снегопада…

Теперь открывайте глаза: к сожалению, в настоящий момент все описанное уже стало историей. Но историей, которую необходимо помнить и использовать, как опыт, чтобы не набивать собственных «шишек». Новый организатор задействовал в современном ралли около 60% прежних дорог в различных комбинациях с новоприобретенными кусками. Трасса сохранила свой прежний трехмерный и компактный характер, но подготовка полотна дорог к гонке оставляла желать лучшего.

 Андрей ТРУХИН, пилот: «Хотелось бы, конечно, увидеть более подготовленную трассу. Ездили на ознакомлении – очень много неровностей, бугров, кочек – тяжело будет машине и подвеске, хотелось, чтобы машина выдержала все это. Атаковать по полной здесь не стоит, можно просто что-нибудь сломать. Придется ехать избирательно, нужно будет выбирать ту скорость, которая позволит сохранить машину. В целом снежный покров везде есть, но мне казалось, что в прошлые годы эта трасса была ровнее. Посмотрим, как всё это будет выглядеть на спортивной машине».

 Анна БУШМЕЛЕВА, штурман: «Конфигурация трассы, на мой взгляд, очень интересная – работы для штурмана достаточно, очень извилистая дорога. Но мы слегка опасаемся за наши позвоночники, как бы он не остались после гонки в комбинезонах. Впечатление, что трасса очень интересная и по конфигурации применима именно для гонки, а не для ежедневной езды. Но, тем не менее, положительные моменты от интересной конфигурации портятся абсолютно неровными покрытиями, вызывающими негативные отзывы гонщиков и добавляющие дополнительные нагрузки спортивной технике. Все-таки, желательно, чтобы на раллийных трассах дороги были более ровные. Отдельный привет деревянному мосту, который используется  на парной гонке и на так называемом допе «Монте-Карло» (кстати, очень экзотичное название для Уральского края): кажется, что шипами этот мост будет разнесен в щепки».

Старт спортивного канала «по-рабочему» без торжественной части был запланирован на 8 часов утра прямо от первого КВ. Экипажи отправились в темноту заснеженного елового леса. Результаты первых спецучастков ралли «Ермак» оказались сколь предсказуемыми, столь и ожидаемы – как будто главный фаворит был известен заранее, но трудно было предположить, что преимущество сразу будет так велико. С первого же спецучастка «Белый камень», на котором средняя скорость не превысила 73 км/ч, дуэт Андрея Трухина и Анны Бушмелевой «привез» ближайшим соперникам Вадиму Макарову и Григорию Трегубову почти 30 секунд, хотя, по словам Андрея, он старался беречь машину. К слову, два ижевских полноприводных экипажа, стараясь беречь технику, отстали более чем на минуту. На этом же СУ канал поредел почти на треть: из тридцати стартовавших экипажей семь сошли по технике, в основном по проблемам с трансмиссией автомобилей. СУ-2 «Монте-Карло» состоял из проезда вдоль горнолыжных трасс спортивно-юношеской школы олимпийского резерва «Огонёк», с линейным проездом трассы парной гонки, подъемом в гору и спуском по лесистой части. Победу на допе праздновал Вадим Макаров, сокративший свое отставание от лидера гонки Андрей Трухина на полторы секунды. Третьим финишировал Григорий Трегубов, тоже в полутора секундах от Трухина. Группа преследования в лице Владимира Килунина, Алексея Останина и Александра Рогозина отстала от лидирующего трио более чем на 40 секунд.

Повторное прохождение утреннего допа завершилось немного раньше, чем планировалось: в ста метрах от финиша Андрей ошибся в левом повороте и Mitsubishi Lancer в ту же секунду соскользнул в снежную кашу и полностью «повис» в ней, никоим образом не мешая проезду остальных автомобилей. Андрей и Анна не смогли освободить машину от снега настолько, чтобы она самостоятельно смогла выехать, и остались дожидаться эвакуации. Кроме экипажа «Урал-Мотор-Спорт» с проблемами столкнулись Вадим Макаров с Дмитрием Куцаевым, они финишировали спецучасток на пробитом переднем колесе, значительно растеряв временной запас. Также с проблемами на финиш следовал и Владимир Килунин, в пылу борьбы за вес спортивного автомобиля было заправлено недостаточное количество топлива, и экипаж практически «на парах» докатывался до финишного створа. В лидеры ралли вышел пермско-московский экипаж Григория Трегубова и Дмитрия Яковченко.

 Григорию и Дмитрию, наверное, уже ничего не могло бы помешать выиграть ралли, все преследующие экипажи находились в иной «временной реальности», ведь за оставшиеся 39 километров отыграть отставание в 1:39,3 минуты невозможно! Но по необъяснимой причине желтый Subaru Impreza остановился перед стартом последнего спецучастка гонки – и у них тоже кончился бензин! Таким образом, Вадиму Макарову и Дмитрию Куцаеву ничего не оставалось кроме, как выиграть ралли, поскольку «группа преследования» так и не смогла выйти на дистанцию атаки. Возможно, Александру Рогозину не помешали бы какие-то зачетные очки в абсолюте или в зачетной группе 4000Н, но его машина не выдержала преодоления дистанции седьмого СУ: от вибраций открутился рычаг передней подвески – машина совершенно перестала поворачивать и хоть как-то попадать в повороты. Экипаж, глядя на выпавший из крепления болт, досадовал на обочине, ожидая «метлу». Из тридцати стартовавших экипажей финишную черту пересекли лишь двенадцать.

Андрей ТРУХИН, пилот: «Гнали быстро, но не долго. Трасса носит искусственный характер, проложена по лесным ухабистым дорогам, по которым не ездит частный транспорт – соответственно дорога похоже была не грейдирована перед сезоном. Перед тем, как задумать эту гонку, надо было дорогу подготовить, пока был мягкий грунт и убрать те «волны», которые присутствовали практически на всех прямых участках трассы. Из-за них приходилось очень часто тормозить на прямой, чтобы машина осталась на дороге, а это вносит характер езды не по стенограмме, а больше езды по глазам. Потому что кочек, на которых нужно тормозить настолько много, что не получалось все их прописать. Прописывались только самые серьезные, перед которыми приходилось очень серьезно осаживать машину. Но, помимо этого, практически везде приходилось контролировать ее, оттормаживаться на выбросах, чтобы не попасть в другие и при этом было несколько моментов, когда машина очень сильно цеплялась бампером и защитой о дорогу.

На самом деле, опыт езды по плохим дорогам – это тоже опыт, конечно. Просто у нас его уже и так достаточно, на самом деле хотелось просто получить удовольствие, ехать по стенограмме и по более-менее ровной дороге. А тут приходилось жалеть машину на семидесяти процентах трассы, и как не настраивай подвеску, если неровности большие, так или иначе получается – машина либо подлетает, либо «втыкается» в неровность. Все равно есть риск повредить технику. Где были более ровные участки дороги, там, конечно, ехали с большим удовольствием, но таковых было мало.

Мы можем ехать быстро и по таким дорогам, при этом техника в принципе ехала, не ломалась, и мы ничего не сломали. Но на этой финишной части с крутыми поворотами просто ошиблись на дуге, в попытке пройти её на третьей передаче коснулся бруствера задним бампером. Это моментально привело к потере скорости, необходимости переключиться на пониженную передачу и потере тяги на колесах. То есть мы зацепили вал сначала задним бампером, потом «засосало» переднюю часть машины и она повисла в мягком снегу центром днища. Мы все валы-то не трогали, но они везде мягкие. Видимо, когда готовили трассы было холодно и валы не успели обрести необходимую жесткость, чтобы можно было как-то от них оттолкнуться.

 На этой трассе практически никакой роли не сыграл уменьшенный рестриктор, был бы он тут больше – время прохождения бы сильно не изменилось, потому как половина трассы ехалась или в полпедали газа, или с постоянными торможениями из-за того, что очень неровная дорога. Поэтому в данной конфигурации трассы мощность не имеет решающего значения. Подход был боевой, мы ехали быстро, можно еще быстрее, но был ли смысл?»

 Анна Бушмелева, штурман: «Пришлось покопать, что сказать? Мне очень хотелось ехать, но как-то не удалось в этот раз. А счастье было так возможно. По большому счету, ехали мы сами с собой в большей степени. За первый доп сразу «привезли» двадцать с чем-то секунд, а на втором уехали бы на тридцать, только не доехали чуть-чуть».

Представляем вашему вниманию галерею ралли: Ермак – 2013

В публикации использованы фотографии Андрея Головина и Сергея Вершишина, видео Сергея Вершинина