Спортивный сезон с турнирными задачами, в силу различных сложившихся обстоятельств, для экипажа «Урал-Мотор-Спорт» завершился в июле после ралли «Южный Урал». До окончания раллийного сезона оставалось совсем немного времени и единственная гонка «Ралли Россия». В эти же даты было запланировано проведение более любопытного события – завершающего этапа в Чемпионате и розыгрыше Кубка по ралли в Латвии. Прибалтийские гонки стали популярны среди российских экипажей и традиционно получают теплые отзывы. А поскольку выезд на жесткую Черноморскую трассу мог быть обусловлен только тренировочными целями, что вряд ли было целесообразно, было приято решение отправиться на ралли «Латвия – 2012». Экипаж Андрея ТРУХИНА и Анны БУШМЕЛЕВОЙ не заявлен в зачет прибалтийского Чемпионата и это была просто гонка по новым дорогам, а также новый опыт.
Для решения вопросов сопровождения «Урал-Мотор-Спорт» обратился за помощью к профессиональной раллийной команде «ASRT» под руководством Айнара Игавеньша. Эта команда взяла на себя все формальности для участия в соревновании: от оформления необходимых документов до обеспечения шинами и топливом, а также просто открытым человеческим отношением к нашей команде и экипажу.
Позади остались все подготовительные мероприятия, время осуществления «пробного выезда» пришло – экипаж прибыл в Латвию и отправился на ознакомление с трассой. Тут был один интересный нюанс, такие гонки в современной практике не так уж и часты: ралли в окрестностях Тукумса и Кулдиги содержало как грунтовые, так и асфальтовые участки. А попробовать понять логику проезда таких переходов и попытаться настроить автомобиль для «смешанного» покрытия – занятие не такое уж и бесполезное. Во время предшествующих старту мероприятий организаторами ралли была дана предельно понятная «тактика действий» – плотная программа мероприятий не подразумевала большого наличия свободного времени.
Андрей ТРУХИН, пилот: «После ознакомления сложилась картина спецучастков. Это довольно узкие дороги, в большинстве проходящие по лесному массиву и связанные асфальтовыми вставками. Рельеф трассы умеренный, практически нет прыжков и сильных подбросов. Но при этом много перегибов дороги, переходящих в дугу поворота, при прохождении которых машина «разгружается» и контакт колес с дорогой теряется, на что требовалось обращать внимание на прописи. Порой усугубляли ситуацию очень глубокие овраги по краям дороги и имелись места, где можно было резать, тем самым выпрямляя траекторию. Но тут было необходимо знание трассы, дабы случайно не встретиться со старым пеньком или булыжником. В маршрут был включен двойной проезд по городскому спецучастку прямо между двухэтажных жилых домиков, что для нас было неожиданно и тоже немного непонятно – на сколько можно там было резать повороты и заезжать на траву, не нарушая при этом правил. В гонке, стартуя одиннадцатыми, всё стало ясно по следам предыдущих машин.
Основное отличие от Российских ралли – это полное отсутствие судей дистанции. На трассе контроль прохождения во время ознакомления, включая соблюдение скоростного режима, осуществлялся с помощью оборудования с GPS-передатчиком, находившемся в каждом автомобиле ознакомления. И это же оборудование после записи трассы устанавливалось в «боевые» автомобили с целью обеспечения дополнительной безопасности».
Первый день ралли для Андрея и Анны прошел в привычном «рабочем» темпе и в поисках нужного ритма этой гонки. Субботнее утреннее осторожное начало оказалось необходимым для того, чтобы сберечь новые гравийные шины на асфальтовом покрытии. По регламентирующей документации на протяжении всей гонки можно использовать только десять гравийных покрышек, но накануне старта было опубликовано оперативное решение организаторов ралли об использовании на городских суперспешиалах «неучтенных» в гонке колес, чем воспользовались лидирующие экипажи латвийского первенства. Автомобили выходили на старт суперспешиала в сильно истертых гравийных шинах, что позволяло использовать их практически как гоночные «слики», чтобы реализовать преимущество. Стабильный проезд шести спецучастков первого дня принес ребятам шестую позицию в протоколах абсолютного зачета и улучшение стартовой позиции на следующее утро.
Российский экипаж ставил перед собой задачу непременно финишировать в этой гонке и ехать быстро, но не пытаться удивить «местных быстрых парней» – эта цель была достигнута! Андрей и Анна показали хорошую скорость для дебюта на прибалтийских дорогах! Иногда приходилось себя сдерживать, стараясь ехать «с запасом», чтобы иметь страховку от непредвиденных возможных ошибок на незнакомой трассе. Атаковать прибалтийских пилотов на их родных дорогах не изучив специфику – было рискованным занятием. Лидеры ралли ехали на грани возможного максимума, когда малейшая ошибка с выбором скорости или с выбором траектории тут же приводила к сходу экипажей и поломке техники.
Андрей ТРУХИН, пилот: «Воскресные спецучастки находились вокруг города Кулдига, где не прекращались дожди, а покрытие отличалось по «держаку» – на открытой местности было одно, а в лесу другое более скользкое, что вносило свои трудности в пилотирование. Проехав пару допов, мы оказались в ситуации, когда наше отставание от лидеров уже велико для того, чтобы была возможность атаковать для выигрыша позиции. А сзади был комфортный запас, который позволял удержаться на четвёртом месте, не увеличивая темпа. Было принято решение ехать до финиша в прежнем режиме, получая огромное удовольствие от новых дорог, которое не испортил периодически накрапывающий дождь. Нашему экипажу удалось преодолеть всю дистанцию ралли и финишировать четвертыми в абсолютном зачёте и первыми в зачетной группе А+».
Для заключительных проверок были выбраны два автомобиля-победителя в зачетных группах R2 и А+. Mitsubishi Lancer «Урал-Мотор-Спорт» был проверен на соответствие пункту технических требований, описывающему условия поступления воздуха в турбину. Техническими комиссарами был применен такой метод проверки: закрыли выход из турбины на интеркулер и входное отверстие рестриктора пробкой с фитингом, через который подали воздух под давлением до одного бара, одновременно поливая мыльным раствором место соединения рестриктора и турбины, на нем медленно появилось несколько пузырьков воздуха. Был зафиксирован факт утечки и отмечено противоречие пункту требований о герметичности соединения – весь поступающий в турбину воздух должен проходить через рестриктор. Также была удалена опломбировка и разобран узел, чтобы убедиться в том, что при наличии на месте пломбы демонтаж рестриктора был невозможен. Рапорт был передан на рассмотрение в коллегию спортивных комиссаров.
Расписание ралли предусматривало экспресс-награждение призеров до утверждения официальных результатов ралли. Андрей и Анна поднялись на подиум, получили призы и победное шампанское в окружении собственной уральской команды и представителей латвийского партнера команды «ASRT» – Олафа Озольса и старшего механика на протяжении соревнования Артиса Штраусса; а затем остались ждать совещания коллегии комиссаров. В ходе заседания КСК (среди комиссаров был Российский представитель – А.Э.Ершов) был рассмотрен рапорт технических комиссаров об итогах заключительных проверок, приглашен экипаж и выслушаны объяснения о возникшей ситуации. После обсуждения были сделаны выводы, что данное выявленное несоответствие не повлияло на технические характеристики автомобиля, и не было преднамеренно совершено, но поскольку ралли является техническим видом спорта – вынесено решение об аннуляции результата экипажа. Председатель раллийной комиссии ЛАФ, который выполнял обязанности руководителя гонки, – Янис Крастиньш в личной беседе выразил сожаление сложившейся ситуацией, отметил стабильность и высокий результат показанный экипажем «Урал-Мотор-Спорт», был рад услышать положительные отзывы от дебютантов латвийских трасс и выразил надежду увидеть экипаж в следующем году! Он пожелал оставить экипажу завоеванные призы на память об участии на «RLV-2012». Команда не воспользовалась возможностью оспорить решение коллегии спортивных комиссаров – решила не подавать апелляцию.
Несмотря на то, что на долю экипажа Андрея ТРУХИНА и Анны БУШМЕЛЕВОЙ выпали не самые приятные переживания, главного результата они достигли! Сделали первый шаг в участии на абсолютно другом уровне и «плотности» соперничества, отличных дорогах и с иным подходом к уровню организации процесса, и этот шаг не остался безрезультатным.
Андрей ТРУХИН, пилот: «Хочется выразить огромную благодарность коллективу «ASRT», поддерживавшему нас в ходе всей гонки и до конца разбирательства, и всем болельщикам за внимание и поддержку. Послефинишный инцидент не испортил впечатления от атмосферы праздника ралли, на котором мы побывали; от дорог; от зрителей, любящих ралли, стоящих в лесу в дождь сплошной вереницей вдоль трассы. Мы обязательно постараемся туда вернуться, чтобы вновь увидеть новые дороги, быстрых соперников и благодарных зрителей!»
29-30 сентября 2012 года
Опубликовано Ural-Motor-Sport 2 октября 2012 г.
Представляем вашему вниманию галерею ралли: RLV – 2012