Безопасно уехать с дороги вы, пожалуй, сможете только в автоспорте на автомобиле, оборудованном каркасом и другими системами безопасности.

 

Этот текст будет полезен не только нашему младшему научному сотруднику, который раз от раза удивляет меня фразами о том, как можно «дать угла» по пути на работу, когда в целом ничего не предвещало. Но и всем рядовым водителям, кто пока не привык к наличию снега на дороге, а может быть вообще недавно получил права.

 

Сразу договоримся, что покрышки у нас зимние. Обсуждать вопрос нужно или не стоит ездить зимой на летнем комплекте колес – не будем. Итак, не важно фрикционные или ошипованные покрышки, они предназначены для использования в холодное время года в условиях низких температур. Поведение разных типов зимних шин на всех покрытия примерно схожее, а достаточно заметное отличие лишь там, где присутствует чистый лед. На хорошей ошипованной шине дистанция торможения будет значительно короче, чем на фрикционной шине.

Зимняя покрышка имеет более мягкий состав резины и разряженный протектор. Эти характеристики способствуют большим боковым уводам шины (появляется эффект перебирания – каждая шашка протектора чуть смещается в сторону): реакции автомобиля на руль становятся несколько «размазанные» относительно езды на летних шинах – появляется задержка реакции на повороты руля и не такой резкий отклик на действия водителя. Причем эти реакции одинаково замедляются как относительно поворота автомобиля, так и относительно развития заноса. Как правило все эти действия происходят плавно, но 90% водителей оказываются не готовы и к плавному развитию заноса, чтобы успеть его скорректировать.

Зима в России задерживается на семь-девять месяцев, дороги становятся сколькими, обзору начинает мешать идущий снег или наледь на стеклах и с наступлением сезона снегопадов возрастает число дорожно-транспортных происшествий. Как адаптировать свой стиль езды к изменившимся дорожным условиям и обезопасить себя?

 

Определите тип дорожного покрытия и его скользкость, чтобы выбрать комфортную скорость передвижения.

Самый главный момент, о котором нужно помнить: зимой автомобиль хуже тормозит – тормозной путь увеличивается даже на совершенно сухом асфальтовом покрытии.

Один из простых и безопасных советов как определить насколько скользким стало дорожное покрытие: выбрать прямой участок дороги и без поворачивания руля кратковременно и аккуратно нажать на тормоз до блокировки колес или срабатывания антиблокировочной системы (ABS). Как только почувствуете работу ABS или то, что колеса блокируются (появляется характерный звук и машина начинает скольжение), то по силе торможения можно косвенно сделать вывод о состоянии полотна. К примеру, легонько нажали на тормоз, а машина уже скользит, соответственно сцепления не будет и на разгоне, и в поворотах. С какой силой автомобиль может затормозить, с такой скоростью он сможет держаться и разгоняться на этом покрытии. Выбираем скоростной режим в соответствии с технической возможностью разгона и торможения в конкретных дорожных условиях.

Также стоит помнить, что на зимней шине уменьшается скорость прохождения поворотов и маневрирования в потоке, а также снижается скорость переставки. Вспомните «лосиный тест» – если на летних покрышках вы могли легко маневрировать в потоке с условной скоростью 100 км/ч, то на зимней резине скорость упадет процентов на 30%. Уводы шины не дадут привычного сцепления колес с дорогой и автомобиль будет более склонен к срыву в скольжение.

Обращайте внимание на возможную разнородность покрытия. С началом выпадения осадков нередки случаи неравномерного дорожного покрытия на полотне – где-то к обочине стекла вода и замерзла. Под колесами по одному борту автомобиля оказывается вполне чистый асфальт, а по другому борту – лёд. Если автомобиль оказывается на таком покрытии не переоценивайте свои возможности, при резком торможении или разгоне машину может занести в сторону более сильного сцепления колес с дорогой, в данном случае асфальта. Аналогичное поведение при наличии рыхлого или глубокого снега вдоль обочины или скользкого снежного наста.

Так что первое время в сложных погодных условиях, когда снег выпал, затем всё подтаяло, а потом вновь замерзло, нужно встречать со скоростным режимом, гарантирующим вам эффективно отработать возможные нештатные ситуации. Тот случай, когда медленно, но, верно.

Важно соблюдать дистанцию. Ехать близко к впереди идущей машине опасно: тормозной путь увеличивается относительно теплого времени года и нужно сохранить возможность для экстренного маневра. По возможности оценивайте происходящее дальше – то, что перед впереди едущим автомобилем, чтобы быть готовым к маневрированию. 

Налицо перебор хода, развившийся занос задней оси, скользкое покрытие, но автомобиль должен выехать со внешней обочины, ведь передние колеса направлены “по дороге”.

Минимизируйте риски аварийных ситуаций на участках дорог с частыми торможениями.

Полностью останавливайтесь, перед всеми перекрестками и пешеходными переходами. Зимой вероятность попасть в ДТП увеличивается в несколько раз. На таких участках дорог образуется наледь: автомобили там часто тормозят, разогревая трением колес дорожное покрытие, которое подтаивает и тотчас замерзает. Если не остановиться полностью, то по инерции можно проехать дальше и зацепить других участников движения. Наледь также мешает движению пешеходов – для них высок риск падения. 

Особое внимание стоит уделять проезду нерегулируемых перекрестков, уклонов дорог, езде вниз с пригорков и быть внимательным на спусках – в этих условиях все участники движения притормаживают, а там, где колеса тормозят, они всегда (пусть даже кратковременно) блокируются и покрытие из снежного наста превращается в ледяную корку, на которой наименьший коэффициент сцепления шин с дорожным полотном.

 

Внимание: колея!

Любая колея, как «прокатанная» в асфальте, так и укатанная из снежного наста несет в себе опасность срыва в скольжение и развитие заноса задней оси автомобиля. В зимних условиях, в принципе, коэффициент сцепления колес с дорогой ниже, чем летом на теплом асфальте. При пересечении колеи передние колеса автомобиля за счет инерции из нее выезжают, а задние на какой-то промежуток времени там остаются и при попытках рывком выехать чаще всего развивается скольжение. Если не провести своевременную и быструю коррекцию рулем, то занос увеличивается с прогрессией. Чуть промедлить с «рулежкой» при выезде из колеи и результат как правило оказывается плачевным – достигается критический угол заноса, после которого автомобиль начинает ехать уже поперек дороги или его просто разворачивает. Так что если вы уже попали в колею, то езжайте в ней, а при попытках выехать – будьте готовы к возможному развитию заноса и не «спите» за рулем, активнее предпринимайте действия для стабилизации автомобиля.

При переезде колеи по диагонали, старайтесь проехать под большим углом между вашей траекторией движения и расположением колеи, а также чуть ускорьтесь, чтобы автомобиль не задерживался колесами в колее. Этот же принцип можно применять к проезду трамвайных рельсов: подъезжайте к ним под углом и с инерцией, чтобы автомобиль смог пересечь их с хорошей скоростью, нежели плавно подъехать и так же плавно начать заезжать на рельсы. В плавных попытках преодоления препятствия риск заноса увеличивается в несколько раз, который скорректировать неподготовленному человеку достаточно сложно.

Электронные помощники водителя. Польза или вред?

Стоит принять во внимание, что зимой работа антиблокировочной системы иногда играет не в помощь водителю. Если летом на асфальте и других жестких покрытиях система ABS помогает останавливать автомобиль, то зимой бывают такие типы состояния дорожного покрытия, что она начинает мешать нормальному замедлению, хотя работа алгоритмов не меняется.

Надо понимать нюансы, где работа ABS менее эффективна: первое, это при езде по неровному покрытию, когда колесо периодически теряет контакт с дорогой (кочки, гребенка, мелкие ямки). И второй момент, если на дороге присутствует достаточно глубокий рыхловатый снег – так называемая снежная каша, забивающая ламели протектора колес и способствующая проскальзыванию. В этом случае система ABS тоже увеличивает тормозной путь. «Поведение» колеса объяснимо на примере автомобиля, не оборудованного антиблокировочной системой. Когда он тормозит в таких условиях, колеса «докапываются» до жесткого покрытия, одновременно нагребая и спрессовывая перед собой небольшой снежный бордюр, о который автомобиль получает дополнительное замедление. Поведение автомобиля с системой ABS иное – колесо начинает блокироваться на верхнем слое снежной каши, система распускает тормозные механизмы, и оно начинает снова проворачиваться, затем опять наезжает на рыхлое покрытие и вновь блокируется. Таким образом автомобиль подминает под колеса рыхлый снег, но эффективного торможения не получается.

Попадая в описанные условия, необходимо использовать прием прерывистого торможения – нажимать на тормоз до срабатывая антиблокировочной системы, отпускать педаль и начинать торможение вновь.

Современные системы курсовой устойчивости (если ваш автомобиль ими оборудован) очень продвинутые и действительно полезные для простого обывателя, так как призваны предотвращать развитие глубоких заносов. Тут, по большому счету, главным условием успеха является необходимость поворачивать руль в ту сторону, где вы хотите оказаться, а системы стабилизации помогут сохранить контроль над автомобилем. Но следует помнить, что такие системы не отменяют существование законов физики и надеяться на чудо бесполезно. Например, если вы пытаетесь попасть в поворот, явно перебрав со скоростью, то независимо есть она или нет системы курсовой устойчивости, автомобиль покинет дорожное полотно если превышена максимальная скорость прохождения этого поворота для конкретной дорожной обстановки. Баланс устойчивости и управляемости в повороте – это симбиоз слаженных действий водителя рулем и управлением тягой автомобиля.

Система окажется полезной в случае, если возникнет надобность резко затормозить, а в это время под колесами оказывается разнородное покрытие и машину начинает заносить – тут система контроля поможет стабилизировать автомобиль, притормозит или наоборот разблокирует скользящее колесо, а от вас требуется четко держать руль «по дороге» в ту сторону, куда нужно выехать.

 

Одевайтесь правильно.

Зимой одежда бывает многослойной и зачастую громоздкой, что сковывает движения водителя. Старайтесь сделать так, чтобы ничего не мешало вам управлять автомобилем. Тоже правило касается зимней обуви – массивные ботинки, популярные «луноходы» и теплые валенки мешают четко нажимать на педали.

 

Вместо послесловия.

Общий совет всем водителям: покататься на площадке, где нет других участников движения, чтобы привыкнуть к поведению автомобиля: как он скользит, насколько активно развиваются эти скольжения, как хорошо они могут компенсироваться вашими действиями на данном типе привода и автомобиля, как он тормозит и разгоняется. Таким образом вы научитесь понимать насколько будут эффективны те или иные действия за рулем, когда в условиях езды по обычной дороге привычный сценарий поездки начинает развиваться иначе.

В публикации использованы фотографии из телефона автора 🙂