Хорошая домашняя гонка с быстрыми дорогами всегда привлекает большое количество раллистов. А про дороги ралли «Малахит — 2013» можно точно сказать, что они быстры и разноплановы. Экипажи «Урал-Мотор-Спорт» приняли участие в Кыштымском этапе Кубка России ралли: Андрей Трухин и Анна Бушмелева — для поддержания спортивной формы и чтобы порадовать своих болельщиков (экипаж листа приоритета РАФ не может участвовать в розыгрыше Кубка России). Алексей Петров и Виктор Сальников были настроены на борьбу за призовые места.
Первый день состоял из небольшого «зрительского» ледового СУ «Демидовский пруд» практически в центре Кыштыма, и прохождения петли допов «Росграфит» и «УЗУМ» (одна дорога, которая используется в обе стороны), ранее известных как Слюдорудник и Куватал. На льду пруда, а такое покрытие Андрей любит, экипаж Трухин/Бушмелева показывают лучшее время, основной соперник на гонку – экипаж Дмитрия и Вадима Тагировых финиширует вторым. Алексей и Виктор нашли своего оппонента «по силам» — Алексея Свалова. Эти два экипажа финишируют один за другим, с отрывом в 0,1 сек. в пользу Свалова. На СУ «Росграфит» дуэт братьев Тагировых вырывается вперед и «привозит» Андрею Трухину 2 секунды. А в рядах «борцов» за очки Кубка России наконец-то обозначился Вадим Макаров, который финиширует доп с третьим временем. Алексей Петров, не отпуская далеко Алексея Свалова, финиширует следом за ним в одной секунде. Далее ожидание длиной в 1:50 часа, с традиционным чаем из настоящего самовара, пока доедет весь канал и доп «развернут» в другую сторону. За это время начнет темнеть и части экипажей уже придется ехать с дополнительным светом, а части в не очень приятных сумерках.
В обратную сторону Дмитрий Тагиров снова показывает лучшее время, Subaru Impreza c 33-тьим рестриктором оказывается быстрее Mitsubishi Lancer c 32-ым. На широкой части допа под гору Трухин показывает максимальную скорость в 205 км/ч, тем не менее, проигрывая Дмитрию на финише 8,3 секунды. «Вторая лига» финиширует в том же порядке: Макаров, Свалов, экипаж Петров/Сальников чуть пропускает вперед Александра Рогозина и Алексея Останина, ведь по итогу дня экипаж «УМС» на белой Subaru находится на третьей позиции в розыгрыше очков этапа Кубка России.
Андрей Трухин, пилот: «День прошел ровно и спокойно. Прохождение тупикового допа в обратную сторону: скажем так, для нас были неблагоприятные условия по освещенности – были сумерки, очень высокая скорость и в некоторых местах мы излишне перестраховывались, что в итоге дало проигрыш в восемь секунд от Димы Тагирова, и девять секунд отставания перед следующим днем. Завтра будет новый день, новые допы, будем пробовать атаковать — там будет видно. Мест где атаковать в той части немного, решающий доп – это «Вишневые горы», и будем пробовать сколько-то выиграть на «Булдыме». На «Аракуле» много отыграть сложно – доп очень быстрый, плюс ретардеры, которые не всегда получается пройти удачно, не потеряв при этом скорость. Завтра будет показательными «Вишневые горы» и «Булдым», после первого прохода этих допов уже примем решение, какой темп выбрать на оставшуюся часть гонки».
Алексей Петров, пилот: «Первый день ралли прошел сложно. Реально, кажется, что едем быстро, а секундомер говорит обратное. В принципе я понимаю, где мы теряем, но быстрее пока не получилось. В скоростных поворотах очень большой проигрыш, я не готов пока ехать так, чтобы отставать от лидеров поменьше. Завтра понесемся. Машина ведет себя прекрасно, к ней претензий нет».
Виктор Сальников, штурман: «Первый доп был не очень интересным, мне откровенно не понравился, потому что повороты-повороты какие-то, в общем не интересно. А потом классный, и один из наших любимых допов в этом году – «Росграфит», пользуясь случаем, передаю привет Диме Тагирову (смеется). Широкий, быстрый, но в связи с долгим перерывом в выступлениях, ехался нами медленнее, чем хотелось бы. Даже помнится, что мы когда-то там ехали быстрее, но я думаю, что нам надо именно себя перебороть, одна – другая гонка и всё пойдет лучше. Вкатимся в прежний темп, а пока ребятам проигрываем там, где не должны бы проигрывать. Относительно штурманской работы — стенограмма проверенная, всё хорошо, в этот раз писали заново (были случаи, когда этот экипаж правил прошлогоднюю стенограмму – прим. автора). Именно чтобы немножко «вкатиться» и в запись стенограммы, возобновить практику. В лесу была пара мест, где немного не «попадали в стенку». В плане, что именно стенограмма в дорогу не попадала. В остальном все нормально, пилот меня не «подпинывал», я его не тормозил, не опережал, вот так. На завтра планы такие, мы нацелены на победу, поэтому наша задача проигрывать Андрею (Трухину) не две секунды с километра, а секунду с километра (смеется). Таким образом, мы сможем удержать место в тройке. Разрывы не космические, отставание в 8-9 секунд необходимо отыграть. Завтра же еще целая гонка! За нами соперники близко, я думаю, борьба будет начинаться с нуля. И, к сожалению, борьба будет именно за третье место. Мы не рассчитываем на то, что соперники допустят ошибки, мы судим по объективной езде».
Утром не вышел на старт второго дня автомобиль Александра Рогозина – накануне начались проблемы с коробкой передач и перегревом двигателя, экипаж решил отказаться от борьбы и сойти. Также на первом прохождении «Вишневых гор» самоустранился экипаж Вадима Макарова и Дмитрия Куцаева, из-за ошибки в записи стенограммы в левом повороте–выезде на широкую дорогу автомобиль оказывается на правой обочине, уткнувшись передней частью в деревья. Лучшее время вновь за Дмитрием и Вадимом Тагировыми. Вторые Андрей ТРУХИН и Анна БУШМЕЛЕВА, им казалось, что выбранный темп уже достаточно высок, и рисковать больше нет необходимости. Третьими финишируют Алексей ПЕТРОВ и Виктор САЛЬНИКОВ, Алексей Свалов позади в трех секундах. А Алексей Останин позади еще в четырнадцати секундах. На «Булдыме» ТРУХИН показывает первое время и отыгрывает у Тагировых четыре секунды, а ПЕТРОВ и Свалов финишируют с одинаковым временем. Результаты первого прохождения СУ «Аракуль» были отменены всему каналу из-за сбоя хронометража. На старте третьей секции ралли Андрею ТРУХИНУ оставались шестнадцать секунд до Дмитрия Тагирова, а Алексею ПЕТРОВУ восемь до Алексея Свалова и третьего места в абсолютном зачете ралли.
Второе прохождение «Вишневых гор» оказалось драматичным для обоих экипажей «Урал-Мотор-Спорт». В полутора километрах от старта СУ, на торможении после подброса и перед трамплином перестала работать правая передняя стойка подвески Лансера, передавая все жесткие удары на кузов, и Андрей вынужден был сильно снизить темп. Проигрыш в пятьдесят секунд решил исход борьбы за первую строчку абсолютной классификации. У Алексея ПЕТРОВА, успешно преодолевшего первую широкую часть допа, при заезде в лес «закусило» тросик газа, остальные две трети допа он заканчивает в борьбе с автомобилем. После десяти километров от старта, и езды с полностью открытой дроссельной заслонкой тормоза перегрелись до такой степени, что машина перестала на них реагировать — с удовольствием «скакала» по валам. Многочисленные зрители отмечали следы огня со стороны моторного отсека, но финишировав, экипаж ПЕТРОВ/ САЛЬНИКОВ не нашел следов горения. После проезда в полный газ и с огоньком мотор «приказал долго жить», экипаж, показав лучшее время и узнав, что Алексей Свалов тоже сошел на этом спецучастке (сгоревший предохранитель), сдал контрольную карту.
Дмитрий Тагиров, убедившись, что ближайший соперник Андрей ТРУХИН находится уже в минутном отставании, сбавил скорость. СУ «Булдым-2» снова выиграли Андрей ТРУХИН и Анна БУШМЕЛЕВА, на ровном льду подвеска особенно не страдала и не мешала езде. На втором прохождении допа «Аракуль» пара Тагиров – Трухин вновь лидировала, уехав от «группы преследования» на четверть минуты.
Алексей Петров, пилот: «На второй день все начиналось более-менее хорошо. Проехали «Вишневые горы». На «Булдыме» немножко «накосячили», поездили по валам, погнули «морду» у машины. Но не страшно, потери небольшие. На второе прохождение «Вишневых гор» приехали в боевом настроении, я прекрасно понимал, где и как я найду потраченные вчера секунды. У нас так и осталось восемь секунд до Лёхи Свалова. Но из-за досадной поломки не получилось. Все было проверено, идеально работало, непонятно почему разлохматился тросик, возможно где-то был лишний перегиб. Такое бывает и на «гражданских» машинах, но не с такими последствиями. Ну, а когда дроссельная заслонка не закрывается, практически всегда полностью открыта, моторы не выдерживают. Естественно время было хорошее! (смеется) Но две трети допа это была жесткая борьба с машиной. Ехали с перегретым сцеплением, тормозами. Двумя ногами давить на них приходилось, чтобы хоть как-то машину с «прямиков» останавливать. Надо было еще открывать двери и пятками тормозить (смеется). Я под конец уже сказал Вите, чтобы он перестал читать стенограмму и держал руку на тумблере бензонасоса. Чтобы по моей команде, он прекращал подачу топлива, но мотор кончился раньше, чем это потребовалось. Дальнейших планов пока нет, машина пока стоит в таком виде. Наверное, к лету мы ее реанимируем. Посмотрим».
Андрей Трухин, пилот: «Второй день ралли Малахит начался он у нас с первого проезда «Вишневых гор», на них могла бы решиться судьба гонки. Там мы проиграли вроде бы двенадцать секунд. Не было каких-то конкретных ошибок, просто в некоторых местах, где были достаточно глубокие ямы, может быть, следовало бы менее интенсивно осаживать машину или вообще попробовать пройти их все ходом. Но не было полной уверенности, что машина их отработает безопасно для себя. Выбросы были на достаточно скоростных участках, и не очень хотелось рисковать потерей контроля над автомобилем, залетать в них полным ходом. В итоге получилось, как получилось. Следующий доп был ледовый. Мы отыграли там пять секунд, и собрались поднажать на «Аракуле», но его всем потом отменили. До этого момента с машиной вроде было все нормально, и ехать без сервисного парка между секциями было не сложно. Приехали на старт «Вишневых гор», после первых сотен метров имеется трамплин. Перед ним на торможении выбили кочку в колее, или что-то подобное. На подходе к трамплину, колесо попало в яму, стойка сработала на пробой и каким-то образом, каким мы еще пока не выяснили, оторвало компенсационный бачок от амортизатора. Таким образом, амортизатор вообще потерял все свои демпфирующие свойства. А так как доп изобилует кочками, ямами и колеей, которую набили на первом проезде, любая неровность отзывалась очень сильными железными ударами в кузов. В этот момент мне стало понятно, что борьба с Димой уже закончена, но при этом соперники позади в достаточно большом отрыве. Я снизил темп максимально, чтобы не разрушить подвеску, чтобы стойку и опору не оторвало вовсе. Проиграв минуту, мы сохранили подвеску в рабочем состоянии, машину на ходу. Поехали оставшиеся два допа, так как они были ровные, темп на их прохождении упал не намного. Тем самым сохранив большой запас от третьего места, от Алексея Останина, который к тому времени остался на третьей позиции, и спокойно довели машину до финиша.
Ралли «Малахит – 2013» выиграли Дмитрий и Вадим Тагировы. Андрей ТРУХИН и Анна БУШМЕЛЕВА стали серебряными призерами абсолютного зачета и победителями в классе 4000Н, а также команда «Урал-Мотор-Спорт – ДОСААФ» стала победителем командного зачета на этапе Открытого Чемпионата УрФО и ПФО.
В публикации использованы фотографии А. Головина, А. Басанаева и А. Клещева, видео предоставлено Д.Медведевым и И.Лекаревым