Может быть стороннему зрителю покажется, что мы пропали с экранов «автоспортивных радаров», но это не так. Спортивную команду «Урал-Мотор-Спорт», почти в полном составе, можно увидеть на трассах ледовых гонок, хотя некоторые слагаемые изменились. В текущем сезоне это: дисциплина трек-400, автомобиль “Лада Калина”, пилот Александр Малинин, тренер Андрей Трухин – он сменил привычный несгораемый комбинезон на специализацию наставника.
В 2017 году спортивные федерации четырёх регионов – Пермского края, Свердловской, Тюменской и Курганской областей – объединили усилия организаторов на Гран-При межрегиональных соревнований в виде открытого кубка по автомобильным трековым гонкам (трек-400). На протяжении двух месяцев в каждом регионе пройдут по два отборочных этапа соревнований, где лучшие семь гонщиков, набравших максимальные очки в личных зачётах, получат «путёвку» в финал Гран-При. Трековые гонки — впечатляющее, зрелищное соревнование и настоящий накал страстей! Одновременно с линии старта на трек, покрытый чистым льдом (ширина полотна 12 метров, дистанция круга 400 метров), выезжают сразу четыре автомобиля. Каждой четвёрке предстоит бороться за победу в заезде на протяжении четырёх кругов, а всего за гонку проходит двадцать таких заездов. Таким образом каждый из участников имеет возможность стартовать с каждой из четырёх дорожек трека, и в заездах встречаться со всеми шестнадцатью оппонентами, выбранными по итогам квалификации. Победителем гонки становится участник, набравший максимально возможное число очков – совершивший больше всех побед в отдельно взятых заездах. Небольшой трек позволяет зрителю наблюдать за всеми экипажами одновременно и насладиться яркими эпизодами гонки — клубы снега, развороты, техничные обгоны и красивая контактная борьба, – за небольшой временной отрезок.
Для чего команда сменила спортивный профиль, и какой от этого толк, лучше всего расскажет Андрей Трухин:
– Во-первых, у нас имеется все необходимое для обслуживания спортивной техники, начиная от снаряжённого автомобиля технической поддержки с прицепом для перевозки спортивного автомобиля, со всеми необходимыми инструментами на борту. И имеется сервисное оборудование, с которым можно проводить любые работы – обслужить машину, починить, – это касается и основного ремонта, и кузовного ремонта. Настроить машину, откорректировать работу каких-либо узлов и агрегатов, или проверить все технические характеристики, в том числе на динамометрическом стенде.
Во-вторых – в раллийном направлении у нас перерыв, но хотелось бы поддерживать статус сервиса, в котором присутствует и спортивное отделение, которое отчасти всегда являлось рекламным продуктом для основного вида деятельности.
Третий аспект касается непосредственно Александра Малинина: предыдущие годы мы готовили ему автомобиль Mitsubishi Lanser Evolution для участия в ледовых гонках, также была тренерская работа, настройка машины и обычные ремонты между соревнованиями. Поскольку имеются давние деловые отношения, его предложение рассматривалось уже с оглядкой на прошлое взаимодействие.
Четвёртый момент – спорт не даёт технологиям стоять на месте, техника и методы развиваются. Попросту, если «не быть в теме», не присутствовать на соревнованиях и не заниматься подготовкой техники, то по прошествии определённого времени просто выпадаешь из современного ритма. Начинаешь отставать по всем направлениям – и по теоритической подготовке техники, так и по оснастке, по системам слежения, диагностики и контроля за параметрами автомобиля. А потом, если вдруг понадобится, то будет очень сложно навёрстывать упущенное время, упущенный опыт и практику работы во всех вышеозначенных вещах. Ну и лишняя тренировка для механиков получается как раз не лишней, чтобы они были в тонусе и не забывали в какой последовательности нужно осматривать машину: куда смотреть, как делать, где крутить. В этой сфере деятельности – любой опыт не лишний, какой бы это ни был автомобиль, за ним всегда требуется максимально внимательный уход, осмотр и обслуживание.
Сменив спортивную дисциплину, команда не столкнулась со сложностями или принципиальными различиями в подходе к работе, ведь свои первые шаги в автомобильном спорте Андрей Трухин, по инициативе своего отца Александра Владимировича Трухина, начинал именно в трековых гонках. Теория не образовалась на пустом месте, а подкреплялась практикой обслуживания своего первого спортивного автомобиля – ВАЗ-2108. В текущем времени работа со спортивными автомобилями основана на более чем двадцатилетнем опыте участия в трековых гонках, автокроссе и классическом ралли. Конечно, автомобили для ралли и кольцевых гонок строятся под совершенно разные условия эксплуатации, и машина для трековых гонок проще, чем полноприводный раллийный автомобиль. В трековых гонках большое влияние оказывает не пиковая мощность мотора, а его «эластичность», для наиболее эффективного разгона по льду на небольших шипах, чтобы пилот мог правильно дозировать подачу крутящего момента на колеса. Так же важны настройки подвески, и особое внимание уделяется развесовке.
Разница же работы механиков в обслуживании автомобиля во время соревнования на ралли и на треке не велика. Основной фактор – это время, отводимое для обслуживания автомобиля. Когда машина возвращается со скоростных участков в сервисный парк (ралли), временной промежуток известен, он составляет от 30 мин., до разрешённого ремонта длиною в ночь. В треке же всё достаточно скоротечно и период обслуживания зависит от порядка заездов в сетке соревнования для конкретного гонщика. Промежуток на обслуживание может составлять от 3 до 30 мин. и более, если есть какие-то задержки в ходе гонке (например, чистка льда). После финиша заезда автомобиль возвращается в расположение команды, где необходимо наиболее эффективно все восстановить к следующему заезду. Второй фактор – это различие неисправностей. На ралли основное внимание уделяется узлам подвески, трансмиссии, а в контактных гонках приходится работать больше с различными кузовными элементами, помятыми в результате столкновений с соперниками или снежными валами. Это могут быть загнутые рулевые тяги из-за того, что соперники ударяются колёсами, и помятые бамперы. Чтобы выпустить машину в следующий заезд, нужно бывает быстро поработать кувалдой и молотком, снять/ заменить какую-то деталь, по пути быстро решая вопрос того, что можно успеть сделать, чтобы автомобиль смог дальше участвовать в заездах.
Сезон отборочных соревнований подошел к экватору, далее нас ждут гонки на уже изученных трассах. Следующим будет четвертый этап в Тюмени на льду Алебашево.
Календарь этапов Гран-При межрегиональных соревнований:
- 1 этап – 14.01.2017, г. Первоуральск, стадион Металлург состоялся
- 2 этап – 21.01.2017, г. Тюмень состоялся
- 3 этап – 22.01.2017, г. Пермь , стадион Локомотив состоялся
- 4 этап – 11.02.2017, г. Тюмень
- 5 этап – 25.02.2017, г. Первоуральск, стадион Металлург
- 6 этап – 26.02.2017, г. Пермь , стадион Локомотив
- Финал – 04.03.2017, г. Шадринск, стадион Торпедо
Короткие новости и фотографии с мест соревнований вы всегда можете найти на нашей странице в фейсбук.
В публикации использованы фото А. Басанаева